Шпильрейн-Шефтель, Сабина Николаевна
[править | править исходный текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сабина Шпильрейн | |
Сабина Шпильрейн | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
11 августа 1942 (56 лет)
|
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Сабина Николаевна (Шейвэ Нафтульевна) Шпильрейн (в замужестве Шефтель, затем Шпильрейн-Шефтель; 25 октября (7 ноября) 1885, Ростов-на-Дону — 11 или 12 августа 1942, там же) — российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К. Г. Юнга.
Содержание
[убрать]Биография[править | править исходный текст]
Ранние годы[править | править исходный текст]
Шейвэ Шпильрейн (впоследствии Сабина) родилась в состоятельной еврейской семье коммерсанта, энтомолога по образованию, выходца из Варшавы и впоследствии купца 1-й гильдии Нафтули (Нафтулия Мойшевича, Николая Аркадьевича) Шпильрейна (1856—1938) и его жены, зубного врача Евы Марковны Шпильрейн, урождённой Люблинской (1863—1922). В 1890—1894 годах семья жила в Варшаве и Сабина посещала Фребелевский детский сад. Девочка страдала психическими расстройствами, однако окончила Екатерининскую гимназию в Ростове-на-Дону в 1904 году с золотой медалью.
Жизнь в Европе[править | править исходный текст]
17 августа 1904 года в возрасте 18 лет она поступила в психиатрическую клинику Бургхёльцли в Цюрихе c диагнозом «психотическая истерия». Лечащим врачом Сабины стал Карл Юнг; несколько лет была его анализантом. Причиной лечения стал нервный срыв в результате смерти от брюшного тифа её 6-летней сестры Эмилии.
Считается, что именно в это время началась любовная связь между заведующим отделением и отцом двоих детей К. Г. Юнгом и его пациенткой Сабиной Шпильрейн, которая продолжалась более 7 лет (считается, что Сабина была яроймазохисткой). Из-за адюльтерного скандала Юнгу пришлось покинуть кафедру и клинику.
В период лечения Сабина живо интересуется психоанализом. В июне 1905 после выписки она поступает в Университет Цюриха на Медицинский факультет, который оканчивает в 1911; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред, в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов — вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.
Считается, что именно в это время началась любовная связь между заведующим отделением и отцом двоих детей К. Г. Юнгом и его пациенткой Сабиной Шпильрейн, которая продолжалась более 7 лет (считается, что Сабина была яроймазохисткой). Из-за адюльтерного скандала Юнгу пришлось покинуть кафедру и клинику.
В период лечения Сабина живо интересуется психоанализом. В июне 1905 после выписки она поступает в Университет Цюриха на Медицинский факультет, который оканчивает в 1911; дипломная работа посвящена шизофрении «О психологическом содержании одного случая шизофрении» («Uber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie»), её основные идеи заимствует Юнг в своих последующих работах по шизофрении 1912 года. Сабина Шпильрейн доказывает, что психически больные люди избегают сексуальных взаимоотношений, поскольку в их представлении они связаны со страхом распада. В прикосновении к другому страдающие шизофренией боятся утратить собственную целостность, раствориться в своём партнёре. Поэтому больной шизофренией и формирует бред, в котором отбрасывает факт различия полов и заменяет реальные взаимодействия полов — вымышленными отношениями. Тема утраты собственного Я вызвала большой резонанс в аналитическом сообществе и стала ключевой для всех последующих исследований Сабины Шпильрейн.
Шпильрейн оставляет Цюрих в 1911 году, но продолжает переписку с Юнгом в период с 1916 по 1919 год. В это время Юнг уходит из психоанализа и основывает собственную научную дисциплину, названную им аналитической психологией. Сперва Шпильрейн переезжает в Вену, где сближается с группой доктора Фрейда. Здесь она знакомится с некоторыми российскими психоаналитиками, в том числе с Павлом (Файвелем Нотовичем) Шефтелем, за которого выходит замуж в следующем 1912 году, а ещё через год у них рождается дочь Рената.
Возвращение в СССР[править | править исходный текст]
В 1923 году семья возвращается в Советскую Россию, где в то время под патронатом Льва Троцкого активно развивалсяпсихоанализ с целью создания нового человека[1]. В Москве был открыт детский дом-лаборатория «Международная солидарность», где воспитывались дети самых высокопоставленных советских чиновников, в том числе Василий Сталин[1]. Сабина с семьей останавливается в Москве, где работает врачом-педологом в городке имени III Интернационала (Москва), заведует секцией детской психологии в 1-м Московском государственном институте и состоит научным сотрудником Государственного психоаналитического института и Детского дома-лаборатории «Международная солидарность». В этом институте она ведет амбулаторный прием, консультирует, читает спецкурс «Психоанализ подсознательного мышления», ведет «семинарий по детскому психоанализу», принимает участие в «медицинских заседаниях сотрудников» института, в работе Русского психоаналитического общества.
С опалой Троцкого психоанализ в СССР попал под запрет[1], и Шпильрейн вернулась в свой родной Ростов-на-Дону, где продолжает упорно работать, в том числе и врачом в поликлинике в роли психотерапевта, психоаналитика и педолога. В1926 году Сабина рожает вторую дочь, Еву. 27 июля 1930 года было принято официальное Постановление о ликвидации Русского психоаналитического общества. Но Сабина Шпильрейн все же продолжает аналитическую работу, и в 1931 году один из ведущих психоаналитических журналов — «Имаго» — опубликовал её статью о детских рисунках, выполненных с открытыми и закрытыми глазами. Это была её последняя публикация в европейских научных журналах.
Гибель[править | править исходный текст]
В июле 1942 года Ростов-на-Дону занимает немецкая армия[Прим. 1]. Вскоре оккупанты начали массовые казни евреев. Сабина Шпильрейн и две её дочери были убиты в Змиёвской балке в августе 1942. В 2004 на месте казней была установлена мемориальная доска Шпильрейн и, в соответствии с её волей из раннего завещания («Я тоже была однажды человеком. Меня звали Сабина Шпильрейн»), посажены дубы.
Семья и родственники[править | править исходный текст]
Братья С. Н. Шпильрейн:
- Ян Николаевич Шпильрейн (1887—1937) — советский математик, член-корреспондент АН СССР (1934)
- Эмиль Николаевич (Нафтульевич) Шпильрейн (1899—1938) — советский биолог, декан биологического факультета Ростовского университета.
- Исаак Нафтульевич Шпильрейн (1891—1937)— советский психолог и лингвист, основатель и лидер советской психотехники, доктор философии (1914).
Все трое её братьев были расстреляны во время Большого террора.
Муж С. Н. Шпильрейн — психоаналитик Павел Шефтель — умер от инфаркта в 1938 году.
Племянник С. Н. Шпильрейн — Эвальд Эмильевич Шпильрайн (1926—2009) — советский инженер, специалист в области теплофизики и энергетики, космической техники, член-корреспондент РАН (1997).
Значение работ Шпильрейн[править | править исходный текст]
В истории психоанализа Сабина Шпильрейн осталась как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления» (её докторская диссертация 1912 года, защищённая в Венском университете), ставшая фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти. Поэтому Колин Ковингтон и Барбара Уортон называют Сабину Шпильрейн «забытым пионером психоанализа». В этой диссертации она впервые ставит вопрос о влечении к смерти и связывает его с проблемой мазохизма. Она находит истоки мазохизма именно в первичном, лежащем в основании человеческого бытия, влечении к смерти, которое может быть представлено как «мы-опыт», противоположное «я-опыту», а значит — нацеленное на разрушение собственного Я человека. В то же время, распад личности и регрессия к «мы-опыту» может приносить и позитивные плоды, поскольку является источником социального прогресса, творческих сил и культурного развития. Она заключает, что деструкция собственного Я является причиной развития новых социальных форм. В распаде мы всегда можем найти основания для творческого становления.
Клиническая проблема, поставленная Шпильрейн, состоит в том, что на практике мы не можем разнести сексуальное влечение и влечение к смерти, они всегда являются сообща. В одной из своих ключевых работ «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Зигмунд Фрейд говорит: «В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению, не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как „деструктивное“ влечение». Таким образом, Фрейд полагал, что сексуальное влечение и влечение к смерти работают согласно одному и тому же принципу удовольствия, поэтому их нельзя представлять как противоположные или противонаправленные. Как сексуальное взаимодействие, так и деструкция приносят разрядку влечений и, таким образом, связаны с удовольствием, в отличие от принципа навязчивого повторения, который располагается по ту сторону принципа удовольствия.
Несмотря на то, что диссертация Шпильрейн была актуальной и создала почву для дальнейшего поиска и исследований Фрейда (о чём свидетельствует их переписка) и его учеников, сама Сабина Шпильрейн в силу разных обстоятельств не создала своей школы и не имела последователей.
Сабина Шпильрейн была психоаналитиком известного психолога Жана Пиаже. В архивах института в Женеве, где она работала, сохранились её личные бумаги, включая черновики научных работ и переписка с К. Г. Юнгом и З. Фрейдом. Эти документы были обнаружены лишь в 1979 году.
В мировом кинематографе[править | править исходный текст]
Жизнь и личность Сабины Шпильрейн нашли отражение в мировом кино:
- 2002 — «Возьми мою душу» — Италия (реж. Роберто Фаенца)
- 2002 — «Меня звали Сабина Шпильрейн» — Германия, Дания, Швеция, Финляндия, Франция, Швейцария (реж. Элизабет Мартон)
- 2011 — «Опасный метод» — Германия, Канада, Великобритания (реж. Дэвид Кроненберг)
Сочинения[править | править исходный текст]
Книги[править | править исходный текст]
- Шпильрейн С., Психоаналитические труды. — Ижевск: ERGO, 2008. — ISBN 978-5-98904-021-6.
- Шпильрейн С., О психологическом содержании одного из случаев шизофрении (Dementia praecox). — Ижевск: ERGO, 2011.
Издания о Шпильрейн С.[править | править исходный текст]
- Сироткин С. Ф., Сабина Шпильрейн. Материалы к биобиблиографии. — Ижевск: ERGO, 2006.
- Морозова, Е. С., Сабина Шпильрейн и Жан Пиаже: пересечение путей и идей // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2007, Том 1, С. 53-57.
- Шикалова, Т. Н., Каминский, М. К., Сабина Шпильрейн: малоизвестные фотографии // «Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики», 2009, Том 2, С. 176—181.
См. также[править | править исходный текст]
- Фрейд, Зигмунд
- Юнг, Карл Густав
- Пиаже, Жан
- Саломе, Лу
- Розенталь, Татьяна Конрадовна
- Шмидт, Вера Фёдоровна
Примечания[править | править исходный текст]
- ↑ Первая оккупация Ростова в конце 1941 длилась недолго и практически не затронула мирное население
Примечания[править | править исходный текст]
Ссылки[править | править исходный текст]
- Подробная биография с семейными фотографиями
- Работы Сабины Шпильрейн
- Биография Сабины Шпильрейн
- Сабина Шпильрейн из Ростова на Дону
- «Сабина». Фильм о Сабине Шпильрейн
- Сабина Шпильрейн в Галерее Русских мыслителей
- Биографии знаменитых людей: Сабина Шпильрейн
- Овчаренко В. И. Под знаком деструкции // Логос, 1994, № 5, с. 239—256.
- Овчаренко В. И. Судьба Сабины Шпильрейн // Российский психоаналитический вестник, 1992, № 2, с. 64—69.
- Меня звали Сабина Шпильрейн…, Игорь Ваганов
- Памяти выдающейся ученой